С 2022-2023 учебного года ГБОУ "СШ №18 Шахтерского М.О." заключила договор с Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и начала работать по профильному направлению «Космические классы».
Пятые и шестые классы работают в двух направлениях: естественно – научная – 2 часа, инженерно-техническая – 2 часа.
Программа “Космические классы” является актуальной в связи с возрастающим интересом к изучению космоса и космических исследований. Она может помочь детям и молодежи узнать больше о космосе, космических явлениях и профессиях, связанных с космосом.
Актуальность программы “Космические классы” обусловлена следующими факторами:
- Научно-технический прогресс: с развитием технологий, космос становится все более доступным и интересным для изучения. Космические исследования помогают расширять границы знаний о Вселенной и могут привести к новым открытиям и инновациям.
- Экологическое образование: изучение космоса может быть использовано для обучения детей и молодежи об окружающей среде и ее влиянии на нашу планету.
- Привлечение молодежи к науке и технологиям: программа “Космические классы” может стимулировать интерес молодежи к науке, технологиям и инженерному делу, что может способствовать развитию инноваций в будущем.
- Патриотическое воспитание: программа может помочь воспитывать у детей и молодежи чувство гордости за достижения своей страны в области космических исследований и способствовать формированию чувства патриотизма.
- Профессиональная ориентация: программа “Космические классы” может помочь молодежи определиться с будущей профессией, связанной с космическими исследованиями или другими областями науки и техники.
Цель профильного направления в школе:
- обучить решению задач моделирования объёмных объектов средствами информационных технологий;
- сформировать творческое пространственное мышление для дальнейшей проектной деятельности, а также обучить основам инженерной деятельности.
- создать условия для формирования и развития интереса к применению математических знаний к решению практико-ориентированных задач с элементами космической тематики.
Задачами космических классов является:
- расширение и совершенствование математического аппарата, сформированного в основной школе, его применение к решению практико-ориентированных задач;
- формирование представлений об идеях и методах математики;
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.
- формирование знаний о роли моделирования в живой природе, технике, обществе;
- закрепление и углубление знания, полученных в базовых курсах математики, геометрии, информатики, черчения, ИЗО во время изучения видов моделирования;
- формирование знаний о значении компьютерного моделирование в математике и физике для развития общества;
- формирование знаний об основах компьютерного моделирования в экономике и финансах, как способах передачи информации;
- формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютерного моделирования в качестве средства для решения практических задач в экологии, биологии и медицине.
В программе «Космические классы» изучаются следующие модули:
5 класс
1. Естественно-научное:
Модуль 1. Математика в космосе
Модуль 2. Геометрическое моделирование
2. Научно – техническое:
Модуль 1. Основы моделирования.
Модуль 2. Основы картографии Вселенной.
6 класс
1. Естественно-научное:
Модуль 1. Основы черчения
Модуль 2. Авиа и ракето моделирование»
2. Научно – техническое:
Модуль 1. Основы гравитации.
Модуль 2. Основы физических опытов.
С учетом специфики программы созданы учебно-методические комплексы и рабочие тетради. Данные комплексы включают в себя планы уроков, рабочая тетрадь оформлена в строгом соответствии с этими планами. Кроме того, помимо заданий для выполнения в классе, в тетрадях есть творческие задачи и домашние задания. Для успешной реализации программы компанией «Роскосмос» запланировано обеспечение школы новой техникой (компьютеры, планшеты) с необходимым программным обеспечением.
Для изучения предметов космического профиля учителями применяются инновационные технологии. Гатиев А.С. и Кадацкая Е.А. ведут занятия с учётом получаемых рекомендаций:
- как учить детей ставить цели, осознавать и оценивать свою деятельность с позиций космизма;
- как создавать и применять на занятиях творческие задания с космическим содержанием;
- как организовывать творческие проекты, исследования, их презентацию, обсуждение и т.д.
Учителя последовательно осваивают методику проведения уроков космического типа:
- уроки открытий, уроки-диалоги, уроки-исследования, уроки-проекты, защиты творческих работ;
- уроки целеполагания, уроки групповой работы, парной работы, самоконтроля;
- уроки-путешествия, космический туризм (наземный).
В преподавании используются инновационные технологии:
- метапредметный подход к обучению;
- технология эвристической образовательной ситуации;
- технология индивидуальной образовательной траектории;
- компетентностный подход к обучению и др.
Работая в космических классах, дети нашей школы получают условия для космической самореализации. Обучающиеся пишут стихи, сочинения, создают схемы, модели, рисунки, поделки, проекты, проводят исследования в космической отрасли. В процессе собственной деятельности учащиеся приобретают глубокие и осознанные знания, учатся ставить цели и достигать их, задавать конкретные вопросы, вести дискуссии и рефлексировать на космическую тематику. Так же обучение в космически классах дает дополнительные шансы для поступления в ведущие вузы России.
В этом году наша школа получила новый компьютерный кабинет, что дает возможность обучающимся получать более широкий спектр знаний. С очень большим интересом обучающиеся работают, используя сеть Интернет при поиске моделей–аналогов для дальнейшего изготовления предложенного в программе продукта. На каждом уроке обучающиеся просматривают обучающие видео:
- работа 3D – принтера;
- я и вселенная;
- космические тела;
- наша вселенная;
- подготовка космонавтов для работы на орбите и т.д.
Так на цифровой платформе «Роскосмос» были просмотрены лектории на тему: "Солнечная система", «Космическая перемена». Просмотрены Космические уроки: «Основы робототехники», «Краткая история освоения космоса», «Урок из космоса. Физика невесомости» «Аэродинамика и баллистика». Ребята имели возможность ознакомления с научными материалами по устройству центрального светила нашей планетной системы, побывали вблизи каждой из крупных планет Солнечной системы, а также узнали о том, какие малые тела бороздят просторы космоса. Проведены мероприятия: посвященное дню рождения Германа Степановича Титова «Жизнь как песня, как полет» и посвященное Дню космонавтики.
В ноябре этого учебного года Госкорпорацией «Роскосмос» на Цифровой платформе «Команда будущего Роскосмоса» стартовал всероссийский конкурс «Космический турнир» среди учителей и учеников 181 космического класса из 31 региона страны, который проходит в три тура. Наши ребята совместно с учителями сняли визитки о своей деятельности и подали заявки на участие в турнире по двум из трех номинаций: «Лучший космический класс» и «Лучший ученик». Одна из заявок успешно перешла во второй тур и сейчас ребята работают над тем, чтоб как можно больше пополнить свое портфолио достижениями, чтобы перейти в третий - завершающий этап, наградой в котором будет поездка на космодром. Помимо этого, обучающиеся приняли участие в городском онлайн-квесте «Космический лабиринт» посвященном Дню космонавтики победителями которого стали: Колодка Богдан (6-А класс) – диплом победителя; Калмыкова Диана и Шевченко Дана (7-А класс) – дипломами призера. Также обучающиеся приняли участие в Профориентационных сменах Госкорпорации «Роскосмос» в МДЦ «Артек» (1 участник). Приняли Активное участие в школьном мероприятии «Знатоки космоса».
Прослушали лектории «Космическая перемена» по темам:
- Знаете каким он парнем был?!
- Как работает ракета?
- Взгляд во Вселенную. От античности до современности.
- Как стать космонавтом.
Таким образом мы готовим учащихся через цифровые образовательные ресурсы к инженерно-техническому взгляду на жизнь, что сейчас очень востребовано. Работая в космическом классе, ученики получают множество возможностей для самореализации в сфере космонавтики и астрономии, углубления знаний и развития важных навыков. Они могут участвовать в олимпиадах, пополнять портфолио достижениями и повышать свои шансы на поступление в ведущие вузы страны. Кроме того, на уроках в космическом классе учащиеся смотрят обучающие видео и лекции на различные космические темы, что делает их обучение более интересным и разнообразным.